«Губы алые» – такой же непременный спутник женской красоты, как и «атласная кожа», «льняные волосы», «летящая походка»... В давние времена девушки добивались красноты своих губ путём активного их прикусывания, а сегодня красная помада есть в косметичке практически каждой женщины. Красной помадой не красят губы, её надевают!
Когда в начале XX века во Франции появились в продаже первые современные помады на основе оленьего жира, многие женщины восприняли их как «дьявольское искушение». Красить губы красной помадой означало бросать вызов обществу, вести себя неподобающе и намекать мужчинам о своих тайных желаниях. За явный эротический подтекст помаду даже называли «палочкой страсти», а актриса Сара Бернар, пришедшая в восторг от изобретения косметологов, назвала помаду «волшебной палочкой Эроса».
Французы, конечно, не были первооткрывателями краски для губ – красить губы научились ещё в Древнем Египте. С помощью ярких красок себя обозначали греческие гетеры и наоборот: так свою принадлежность к высшему сословию показывали жители Римской империи. В средние же века помада была своеобразным билетом на костёр инквизиции. Но только для девушек из простого народа. Придворные дамы Англии активно эксплуатировали новый идеал красоты, введённый в моду королевой Елизаветой I – алое пятно помады на бледном алебастровом лице.
Любовь к помаде укрепило и изобретение тюбика. Теперь её было удобно брать с собой, чтобы подкрашивать губы в течение дня. Вскоре косметическая промышленность предложила множество цветов компктных помад, а предприимчивые американцы изобрели станок для автоматического закручивания «палочек» в тюбики.
Популярность помады не смог остановить даже мировой финансовый кризис 1929 года. С тех пор в экономике существует так называемый «эффект губной помады». В тяжёлые времена потребители стараются экономить и перестают тратить деньги на крупные и дорогие вещи. Продажи автомобилей снижаются, падает количество проданного жилья, всё меньше покупают бытовой техники и мебели. Но косметику, как мелкий и необременительный для бюджета продукт, продолжают покупать.
В отличие от американок, взаимоотношения советских тружениц с помадой были совсем непростыми: в 1960-ые годы в их распоряжении было всего 5 оттенков помады фабрики «Рассвет». К тому же в то время журнал «Крокодил» активно высмеивал саму привычку красить губы, называя её «мещанской». Ситуация изменилась после выхода на экраны фильма «Служебный роман». Косметики в продаже больше не стало, зато всем стал понятен и без того очевидный факт: советская женщина тоже хочет выглядеть хорошо.
В XXI веке о помаде несколько раз пытались забыть, заменяя её блесками для губ самых разных оттенков. Но она неизменно возвращается: в дорогих или дешёвых тюбиках, с витаминами или перламутром, суперстойкая или прозрачная!